«Фитиль», «Ералаш» киножурналы-долгожители

«Фитиль», «Ералаш» и «Хочу все знать»: советские киножурналы-долгожители
4 июня, 52 года назад, увидел свет первый выпуск киножурнала «Фитиль». Созданный чтобы хлестко бичевать такие пороки общества, как бюрократия, взяточничество и разгильдяйство, он был самым любимым киножурналом нашей страны. Но он был такой не один.

«Фитиль»

Первый выпуск киножурнала «Фитиль» вышел 4 июня 1962 года. Созданный с целью не только посмешить зрителей, но и обличить нелицеприятные события и явления, происходящие в стране, журнал выходил на экраны долгих 46 лет – в советское время его крутили в кинотеатрах перед началом сеанса, а с 2004 года он получил «прописку» на телеканале «Россия». Создателем и идейным вдохновителем «Фитиля» являлся Сергей Михалков – знаменитый детский писатель и поэт. В киножурнале снимались лучшие актеры страны: Фаина Раневская, Олег Ефремов, Евгений Евстигнеев, Георгий Вицин, Юрий Никулин, Геннадий Хазанов… Андрей Миронов признавался: «Для «Фитиля» я готов делать любую работу: петь за кадром, озвучивать мультипликационных героев, играть самые микроскопические роли…» А снимать для киножурнала считал за честь сам Леонид Гайдай! За время существования киножурнала появилось 420 выпусков, 187 из них – в телеформате. Несмотря на то, что в них часто высмеивались такие негативные явления, как бюрократия, взяточничество и разгильдяйство, киножурнал получил немало государственных премий. «Киножурнал «Фитиль» – уникальнейшее явление культуры нашей страны, – говорил Сергей Михалков, – Ни в одном государстве мира нет, да, пожалуй, и не будет ничего подобного… В 60-е годы наш сатирический киножурнал был создан для целенаправленной борьбы с негативными явлениями в жизни страны. Даже трудно представить себе, сколько взяточников, разгильдяев, расхитителей и прочих негодяев «благодаря» «Фитилю» пошли под суд или лишились своих постов. Каждый выстрел-сюжет «Фитиля» был стопроцентно снайперским. Года не прошло со дня выхода первого номера киножурнала, как съемочные группы «Фитиля» стали самыми нежеланными гостями там, где творилось беззаконие. Ревизоров и контролеров боялись меньше, чем безобидных внешне корреспондентов с кинокамерой».

Заставка «Фитиля»: синий ящик, от которого отрывается доска и появляется веревка, образовывающая надпись «Фитиль». Потом фитилек начинает гореть, поглощая буквы. Затем раздавался взрыв, узнаваемая музыка и начиналась веселая и поучительная история.

После распада Советского Союза «Фитиль» переселился на телеэкраны. К 1993 году снимать его практически прекратили, но актер и режиссер Игорь Угольников вдохнул в него новую жизнь – зритель снова мог любоваться как свежими, так и старыми, отреставрированными выпусками. Появились у передачи и новые герои: к бюрократам и казнокрадам добавились «новые русские» и лохотронщики, которых потом сменили трансвеститы и гастарбайтеры. «Вы даже не представляете, какой прессинг я испытываю каждый день, – рассказывал Игорь Угольников. – Разные люди звонят, в том числе и депутаты Госдумы, с требованиями немедленно снять с эфира, например, сюжет о проворовавшемся мэре города N. И взятки предлагают, и запугивают, чего только не происходит, лишь бы мы не высмеяли кого-то в нашем журнале».

В 2000-х годах у «Фитиля» появился свой собственный сайт, на котором проводился конкурс сценариев. В 2008 году журнал, к сожалению, закрыли. «Он продолжал вскрывать недостатки общества, и мы делали его таким же популярным, как и прежде, но теперь и на телеэкране… – вспоминал Игорь Угольников. – Однако, проработав над журналом четыре года, я исчерпал силы и желание заниматься им далее. Да и конфликт с партнерами и с Главным редактором журнала не давал этого сделать. В результате журнал был закрыт».

«Хочу все знать»

Киноэнциклопедия для детей выходила на экраны с 1957 года. Как и «Фитиль», он обычно демонстрировался перед сеансами в кинотеатрах. Журнал простым и понятным языком, доступным каждому школьнику, рассказывал детям о тайнах вселенной, загадках окружающего мира, знакомил с новинками технического прогресса, с миром растений и животных, давал ответы на все интересующие пытливого ребенка вопросы. От других передач киножурнал отличался тем, что не имел ведущих: сюжеты либо комментировались за кадром, либо приглашались известные личности.

Орешек знанья тверд, но все же
Мы не привыкли отступать!
Нам расколоть его поможет
Киножурнал «Хочу все знать!»

К началу 2003 года было создано 264 выпуска киножурнала, а с 2003 по 2010-й – еще 71. Руководителем проекта была Наталия Касьянова. Потом в режиссерское кресло села Ирина Васильева и журнал обрел второе дыхание. Теперь наряду с «классическими» вопросами о природе обычных вещей, окружающих нас («Зачем в лесу компас?», «Что такое кинотеатр?», «Почему в фонтане вода бьет вверх?»), журнал освещает актуальные темы и отвечает на вопросы современных мальчишек и девчонок о том, «Зачем нужны космические орбитальные станции?», «Чему равен нанометр?», «Что такое граффити, карвинг, бодибилдинг?»

«Прежде всего, журнал отличается тем, что мы ориентированы на современных детей, которые знают толк в современных технологиях, – говорит Ирина Васильева. – И, конечно, мне кажется, первостепенно здесь заинтересовать детей именно этим, то есть показать что-то, чего они раньше не могли увидеть, просто потому что не было таких современных камер и оборудования. Например, сейчас мы можем подключить микроскоп к компьютеру и показать какие-то микроорганизмы или сделать замедленную съемку около 4-х тысяч кадров в секунду, показать что-то красивое, необычное, интересное с точки зрения технологий».

Мне кажется, что это здорово, что есть такие научно-популярные журналы, которые развивают детей всесторонне, потому что многие вещи они не могут узнать. А так они посмотрят наш журнал и будут уже более образованными, будет, что друзьям рассказать. Вообще сейчас дети тяготеют в сторону науки больше, чем раньше. Просто потому что больше этого показывают».

«Ералаш»

Детский юмористический киножурнал «Ералаш» смешит мальчишек, девчонок и их родителей аж с 1974 года! С тех пор было отснято невероятное количество выпусков. «Ералаш» стал карьерным трамплином для многих отечественных знаменитостей: среди детей, задействованных в съемках, можно узнать совсем юных Сергея Лазарева, Наташу Ионову (Глюкозу), Влада Топалова, Яну Поплавскую. А именитых актеров, с радостью принимавших участие в масштабном проекте под руководством бессменного Бориса Грачевского, вообще великое множество: здесь Георгий Вицин, Татьяна Пельтцер, Михаил Боярский, Наталья Варлей, Лариса Гузеева, Татьяна Догилева, Наталья Крачковская, Клара Новикова, Станислав Садальский, Юрий Стоянов, Николай Фоменко, Геннадий Хазанов, Ефим Шифрин, Леонид Ярмольник… Всех не перечислить!

Мальчишки и девчонки! А также их родители!
Веселые истории увидеть, не хотите ли?
Веселые истории экран покажет наш,
Веселые истории в журнале «Ералаш»!

«Идея принадлежит Алле Суриковой. Она тогда училась на Высших режиссерских курсах. Это был 1974 год, – вспоминает в интервью «Российской газете» бессменный руководитель киножурнала Борис Грачевский. – И вот Алла написала письмо в Госкино: мол, есть «Фитиль» – сатирический киножурнал для взрослых, а давайте выпускать такой же и для детей под названием «Фитилек». Эта идея долго бродила по коридорам Госкино и в конце концов превратилась в приказ. Делать «Фитилек» поручили сценаристу Александру Хмелику. Но название пришлось поменять. Оно не понравилось Сергею Михалкову – главному редактору «Фитиля». Наверное, ему тут почудилась конкуренция. Мы долго думали, как назвать. И тут Маша Хмелик, дочка Александра Григорьевича, вдруг говорит: «А может, «Ералаш»? И нам с Хмеликом это название до того понравилось…»

«Для поколения моей мамы «Ералаш» был чем-то особенным, почти культовым, – вспоминает бывшая супруга Грачевского Анна Панасенко. – В те времена по телевизору было не так много программ для детей, поэтому все ждали новых выпусков киножурнала. Современные дети тоже любят и знают «Ералаш». Конечно, сейчас по телевизору показывают десятки телеканалов, идут сотни передач. Но не так-то просто найти такую, в которой не будет жестокости и насилия. Так что родители предпочитают воспитывать детей на том, что проверено временем».

«Секрет «Ералаша» в том, что во мне сидит парень лет 12, но умный, – рассказал в одном из интервью Борис Грачевский. – Я просто чувствую сегодняшнюю молодежь, могу говорить с ними на одном языке, знаю что им интересно. Какое-то внутреннее чутье, которое помогает мне делать актуальные сюжеты, понятные именно сегодняшнему ребенку».

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

«Фитиль», «Ералаш» киножурналы-долгожители